Однако перед тем, как определить роль и ценность отзывов в рекрутинге, давайте выясним разницу между рекомендацией и характеристикой.
Рекомендация и характеристика: какая разница?
Характеристика — это деловой документ, в котором указана информация о деятельности работника и комплексная оценка профессиональных и личностных качеств сотрудника, которые были обнаружены во время его работы.
Рекомендация или отзыв — документ, отражающий приобретения работником определенных навыков, знаний и умений по итогам конкретного промежутка времени или выполнения какой-либо работы. Отличие отклика от характеристики в том, что в нем больше уделяется внимания положительным качествам сотрудника.
По данным MarksMan, 57% работодателей готовы порекомендовать своего бывшего сотрудника в другую компанию. Однако действительно ли в рекомендательном письме указана правдивая информация?
Кому важные рекомендации с прошлого места работы?
Согласно исследованиям HeadHunter, половина из специалистов кадровых служб не принимает во внимание рекомендации с прошлого места работы. Каждый третий работодатель отдает большую значимость резюме. При этом 47% руководителей отметили положительное отношение к тому, что в резюме указаны номера телефонов руководителей с прошлых мест работы претендентов.
Если речь идет о ТОП менеджерах, роль отзывов меняется. 23% работодателей отметили, что на должность руководителя к резюме должны быть даны рекомендации. 41% HR просят дать контакты тех, кто может порекомендовать соискателя, лишь в некоторых случаях.
Стоит ли верить отзывам с прошлого места работы?
Согласно исследованию MarksMan, только 57% рекомендаций с предыдущего места работы объективны. Отзывы 29% опрошенных отталкиваются от того, какие отношения были с человеком. Если нормальные, то и отзыв будет положительный. Если негативные, то рекомендации они пытаются сделать максимально объективными.Некоторые из опрошенных отметили, что опасаются того, что человек узнает об отрицательном отзыве. Поэтому в случаях, когда об экс-коллеге или подчиненном нет положительных впечатлений, они отказываются давать какие-либо комментарии. Кроме того, случается и такое, что кандидат самостоятельно пишет себе рекомендательное письмо, а руководитель лишь подписывает.
Рекрутерам остается только одно — проверять отзывы.
Как проверять отзывы?
Есть несколько способов удостовериться в искренности и объективности рекомендации:
- Позвонить к компаниям, в которых был трудоустроен кандидат. Даже если есть письменная рекомендация. Потому что есть случаи, когда рекрутер звонил руководителю, который предоставил отзыв, и то, что он услышал из телефонного разговора, совершенно не совпадало с письмом.
- С помощью нетворкинга. Если у вас есть знакомые в компании, в которой работал кандидат, можно пообщаться с его коллегами. Или бросить клич в специальных закрытых группах, чтобы найти рекрутеров/эйчаров с прежнего места работы кандидата.
- Возьмите рекомендации у нескольких руководителей и сравните. Если все называют одну сильную сторону человека, то можно быть уверенным, что она действительно есть.
- Если отзыв отрицательный, позвоните и узнайте причины. Желательно спросить, что именно случилось, чтобы предоставить собственную оценку сложившейся ситуации.
- Перед тем, как звонить или соединяться другим способом, убедитесь, что человек уволился из этой компании. Иногда бывают ситуации, когда сотрудник начинает поиски нового места работы, оставаясь в штате. Поэтому ваш звонок или сообщение могут обойтись кандидату потерянным местом работы, а рекрутеру и компании — ухудшением имиджа работодателя.
ИТОГИ
Учитывать ли рекомендации кандидата с предыдущих мест работы? Да, рекомендательные письма и характеристики смогут вам предоставить важную информацию. Однако не стоит воспринимать все, что вы прочитаете и услышите за истину. Ознакомление и проверка рекомендаций нужны, чтобы понять ключевые навыки, компетенции и особенности поведения соискателя в служебных отношениях.